свернуть
Настроить размер шрифта
Обычный
Увеличенный
Большой
Огромный

Настройка фона сайта
Светлый фон
Черный фон

Обзор нового закона: кому и зачем нужен финансовый омбудсмен

Большинство положений Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг вступило в силу 3 сентября 2018 года.
Разбираем основные правила, к которым нужно приготовиться страховым компаниям, банкам, МФО и другим финансовым организациям.
Финансовый омбудсмен - это гражданин, который будет рассматривать обращения физлиц и их представителей с имущественными требованиями к финансовым организациям.
Финансовых омбудсменов будет несколько: главный и уполномоченные в сферах финансовых услуг. 24 августа главным омбудсменом ЦБ РФ назначил Юрия Воронина.
Когда организации должны будут начать взаимодействовать с омбудсменами
Вид компании Дата
Страховые организации (кроме тех, которые занимаются только ОМС) С июня 2019 года — для страховщиков по ОСАГО, ДСАГО, страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного)
С 28 ноября 2019 года — для остальных страховщиков
МФО С января 2020 года

Кредитные организации С января 2021 года

Ломбарды
Кредитные потребительские кооперативы
Негосударственные пенсионные фонды



Какие требования будет рассматривать омбудсмен
Он рассматривает имущественные требования, которые не превышают 500 тыс. руб. Исключение - случаи, когда страховщик нарушил порядок возмещения по ОСАГО. Срок давности по обращениям к омбудсмену — три года со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В законе есть список обращений, которые омбудсмен рассматривать не будет, например обращения по вопросам банкротства граждан и юридических лиц.
Важно знать, что потребитель может обратиться к уполномоченному по договорам, которые заключены до 3 сентября 2018 года.

Каким будет порядок рассмотрения
До обращения к омбудсмену потребитель должен направить заявление в финансовую организацию. Она обязана рассмотреть этот документ и направить заявителю мотивированный ответ об удовлетворении требований, частичном удовлетворении или об отказе.
Для всех этих действий установлены сроки:
• 15 рабочих дней с даты получения электронного заявления по стандартной форме.
При этом со дня нарушения прав потребителя должно пройти не больше 180 дней;
• в иных случаях - 30 дней с даты получения заявления.
После того как потребитель получит ответ от компании или если она вовремя не ответит, потребитель сможет обратиться к омбудсмену.
Финансовые организации по запросу омбудсмена обязаны предоставлять разъяснения, документы, сведения, связанные с обращением. Это относится и к коммерческой, служебной, банковской тайне, тайне страхования, к иной охраняемой законом тайне.
Финансовая организация должна исполнить решение омбудсмена.

Когда спор может дойти до суда
Потребитель сможет обратиться в суд, если омбудсмен:
• не принял вовремя решение по обращению;
• прекратил его рассмотрение;
• принял решение, с которым потребитель не согласен.
Потребитель может обжаловать также решение омбудсмена, вступившее в силу.
По закону оспорить решение финансового уполномоченного вправе и компания. Сделать это можно будет по ГПК РФ в течение 10 рабочих дней после дня вступления в силу решения омбудсмена.

Что грозит компаниям за нарушение нового закона
Если финансовая организация неоднократно в течение одного года нарушит закон, омбудсмен сможет:
• разместить на своем сайте информацию о нарушении;
• предложить ЦБ РФ применить к данной компании меры.

Информация подготовлена пунктом по защите прав потребителей, гигиенического обучения и воспитания населения
Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в городе Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах»
Наш адрес: 659100 Алтайский край г.Заринск ул. 25 Партсъезда д. 14 корп. 2 каб. № 8
Тел.: 8 (38595) 99027 E-mail: zarinsk@altcge.ru
2019 г.
15 Ноября 2019 Роспотребнадзор
Залесовский муниципальный округ. Официальный сайт.
Алтайский край
Официальный сайт Администрации