свернуть
Настроить размер шрифта
Обычный
Увеличенный
Большой
Огромный

Настройка фона сайта
Светлый фон
Черный фон
Версия для слабовидящих
 


Всероссийская перепись населения 2020

Яндекс.Метрика


Работа в России


Другое дело


Виртуальная ярмарка вакансий<br>от работодателей<br>Алтайского края


Фотоконкурс «Национальные проекты в Алтайском крае: здесь и сейчас»


«Социально-ответственный регион 2022»



Интерактивный портал по труду и занятости населения Алтайского<br>края


Анкета


Легализация трудовых отношений


Росреестр


Книга памяти


ППМИ


Россия – страна достижений

Прокуратура и противодействие коррупции.

Проблема коррупции в органах власти и государственного управления приобрела сегодня глобальный и системный характер. Кроме того, коррупция в современный период стала непреодолимым барьером на пути социально-экономических преобразований, а также государственноправовых реформ. Последствия коррупции прямо или косвенно сказываются на жизнедеятельности практически каждого гражданина нашей страны. Вследствие этого негативного явления в органах власти и управления хозяйствующие субъекты несут невосполнимые издержки, которые существенно сдерживают их экономический рост и инновационное развитие. Исходя из этого, можно согласиться с экспертами, что коррупция - главный и динамично растущий сектор российской экономики, она преследует любой бизнес - от регистрации до его захвата чиновниками или разорения. Годовой доход от коррупции более чем в два раза превысил суммарный доход от экспорта сырой нефти, нефтепродуктов и газа. Коррупция в России из эпизодического отклонения от моральных и юридических правил превратилась в несущую конструкцию власти, норму взаимоотношений граждан, бизнеса и государства.

На борьбу с коррупцией в настоящее время направлены все государственно-правовые средства и институты, однако заметного результата в деле противодействия коррупции в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного порядка, государству достичь пока не удалось.

Одним из государственно-правовых институтов, призванных осуществлять противодействие коррупции как в органах власти и управления, так и в сфере хозяйственной деятельности, являются органы прокуратуры.

Прокуратура - субъект, который должен осуществлять надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, а также выполнением государственными и муниципальными служащими запретов и ограничений, обусловленных их публичной службой.

Кроме того, на прокуратуру возложен целый ряд полномочий по реализации мер административного принуждения за нарушения законодательства о противодействии коррупции. Прокуратура наделена также важными полномочиями по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Коррупция, как противоправное явление в сфере государственного управления, известна человеческой цивилизации с античных времен. На различных этапах своего развития с обозначенной проблемой сталкивалось практически любое государство. В современный период можно с уверенностью утверждать, что решение проблемы коррупции напрямую связано с ростом экономики и защитой прав граждан. Нужно признать, что в мире нет государства, в котором бы не было проблемы коррупции вообще, однако существует достаточно много стран, где ее уровень минимален, в связи с чем общество практически не ощущает на себе ее негативного воздействия.

Как уже отмечалось, субъектом, который может внести весьма ощутимый вклад в дело противодействия коррупции, является прокуратура. Прокуратура является самым универсальным правоохранительным органом, призванным осуществлять противодействие коррупции и коррупционным правонарушениям средствами прокурорского реагирования. С учетом того, что прокуратура может комплексно воздействовать на причины коррупции, осуществлять комплекс профилактических мероприятий в соответствующей сфере, ее роль в антикоррупционных мероприятиях возрастает по мере развития законодательства о противодействии коррупции.

Сегодня коррупция не ассоциируется с взяточничеством, она имеет достаточно сложные и изобретательные формы своего проявления, которые помимо своей весьма высокой латентности также представляют повышенную общественную опасность.

Рассуждая непосредственно о правовой основе деятельности прокуратуры по противодействию коррупции, следует отметить, что за последние годы нормативная правовая база в этой сфере весьма активно развивалась. Если некоторое время назад основным законодательным актом по вопросу противодействия коррупции являлся Уголовный кодекс Российской Федерации, то в настоящее время можно говорить о системе законодательства о противодействии коррупции, которое реализуется прокуратурой. Помимо этого прокуратура осуществляет надзор за выполнением предписаний антикоррупционного законодательства как государственными и муниципальными служащими, так и хозяйствующими субъектами.

В своей деятельности по противодействию коррупции прокуратура руководствуется нормами международного права, федеральным законодательством о противодействии коррупции, а также нормативными актами, которые исходят из Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Важной составляющей в правовом регулировании деятельности прокуратуры в сфере противодействия коррупции являются нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также законодательные и иные нормативные правовые акты по проблеме противодействия коррупции, которые приняты в субъектах Российской Федерации.

В настоящее время роль прокуратуры в вопросах противодействия коррупции значительно возросла. Так, органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции в различных органах власти и управления, проводят проверки соблюдения установленных запретов, ограничений, обусловленных государственной и муниципальной службой, а также выполнения чиновниками различного
уровня обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции. Прокуратура также является одним из субъектов антикоррупционной экспертизы.
В вопросах противодействия коррупции обойтись без взаимодействия прокуратуры с другими органами государственной власти и институтами гражданского общества невозможно. Взаимодействие, в какой бы сфере оно

ни происходило, практически всегда открывает дополнительные возможности заинтересованным субъектам в достижении поставленной перед ними цели.

Взаимодействие в правоохранительной сфере традиционно определяется как согласованная по месту и времени деятельность, которая осуществляется с помощью нормативно определенных методов, а также в установленной форме и направлена на решение задач, которые представляют общий интерес для двух или более субъектов. Вполне очевидно, что сегодня проблема коррупции находится в центре внимания всех без исключения государственных институтов, кроме того, решением этой проблемы занимаются и представители гражданского общества. Однако, несмотря на это, каких-либо реальных сдвигов в решении этой проблемы пока не наблюдается. Отчасти такое положение вещей обусловлено и отсутствием надлежащего взаимодействия между прокуратурой и целым рядом заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Прокурорский надзор является основным направлением деятельности прокуратуры, именно средствами прокурорского надзора выявляются и предупреждаются различного рода правонарушения, а при наличии оснований ставится вопрос о привлечении виновных физических и юридических лиц к соответствующему виду ответственности.

Прокурорский надзор, в какой бы сфере он ни осуществлялся, всегда носит универсальный характер, при этом этот вид надзора не должен подменять иные виды контрольно-надзорной деятельности, которые реализуются в том или ином направлении государственного управления. Предметом прокурорского надзора всегда является соблюдение норм права всеми без исключения субъектами правоприменения.

Проводя прокурорский надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, прокуроры выносят представления, протесты, предостережения, а также постановления. В ходе проведения такого надзора в соответствующей сфере наиболее часто выявляются нарушения запретов и ограничений, обусловленных государственной службой, нарушение сроков и порядка предоставления сведений о доходах и имуществе государственного и муниципального служащего и его супруги (супруга), а также несовершеннолетних детей. Также при осуществлении прокурорского надзора выявляются нарушения, касающиеся порядка формирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и др.

Особое внимание при осуществлении прокурорского надзора за выполнением требований законодательства о противодействии коррупции в настоящее время следует уделить выполнению государственным и муниципальным служащим обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Помимо этого прокуратуре при получении соответствующей информации необходимо проводить комплекс мероприятий, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений, связанных с нарушением ограничений, которые установлены в отношении гражданина, замещающего должность на государственной или муниципальной службе, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

Однако, что деятельность прокуратуры не ограничивается лишь ее надзорной составляющей, а также процессуальной деятельностью, связанной с поддержанием обвинения, возбуждением дел об административных правонарушениях коррупционной направленности. Прокуратура принимает активное участие в правотворческой деятельности, которая может напрямую касаться вопросов противодействия коррупции, кроме того, прокуратура может выпускать специальные издания по соответствующей тематике.

С недавнего времени прокуратура является одним из основных субъектов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Так, в компетенции прокуратуры находится проведение соответствующей экспертизы нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы. Помимо этого прокуратура проводит антикоррупционную экспертизу бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы. Исходя из приведенного перечня видно, что на прокуратуру возложен весьма широкий объем полномочий по осуществлению данного вида деятельности.

В случае, если гражданам известны факты совершения коррупционных правонарушений, о них можно сообщить в прокуратуру Залесовского района.


Заместитель прокурора района юрист 1 класса
Д.Н. Пастухов

Прокуратура и противодействие коррупции..pdf
26 Декабря 2018 Прокуратура информирует
Залесовский муниципальный округ. Официальный сайт.
Алтайский край
Официальный сайт Администрации